Сегодня 03:51 29.03.2024

Эту новую рубрику мы открываем интервью с хозяйкой ресторана «Легенда» Баиртой Тостаевой, которая в уходящем году проявила большую общественную активность и именно поэтому стала интересна нам как собеседница. К тому же Баирта лично пропагандирует калмыцкие национальные традиции, еду и одежду, при этом умудряясь оставаться современным и открытым человеком 

ЭК: Баирта Борисовна, зная вас около двух десятков лет, я не перестаю удивляться вашей человеческой индивидуальности. Вы абсолютно не похожи на других, ваша женская элегантность просто завораживает. А как собеседник вы просто незаменимы. Скажите, откуда это? Оно дано "сверху" или всё-таки это плод вашей работы над собой?

Б.Т: Кто-то из «великих» сказал: «Элегантность это не то, когда ты «врезаешься» в глаза, а когда ты врезаешься в память». Хотя, большое спасибо за комплимент! На самом деле, я не считаю себя необыкновенной «сверхженщиной» (смеется). У меня такие же интересы и проблемы, с которыми живут практически все женщины у нас в городе. "Сверху" мне ничего не даётся.

ЭК: Насколько мне известно, вы одна из успешных бизнесвумен Калмыкии. В середине "лихих" 90-х вы начали своё дело. Приоткройте завесу над этим периодом вашей жизни.

Б.Т: Ну, это несколько преувеличено, относительно моей «успешности». Есть действительно бизнесвумен, которые великолепно занимаются своим делом не один десяток лет, и я им в подметки не гожусь (смеётся)! Если честно, то из меня  получился плохой бизнесмен. Я не владею «искусством торговли», не обладая душой «торгаша», абсолютно не могу продавать. Вот такой парадокс. Я всегда рассматривала своё занятие бизнесом не как способ зарабатывания  денег, а как возможность реализации своих проектов и идей. Впервые я соприкоснулась с бизнесом - своим делом, когда открыла пошивочное ателье. Этот проект успешно просуществовал 5 лет, а вскоре я закрыла его. Мне захотелось попробовать что-то новое. Работала в ресторанном бизнесе и сетевом маркетинге. Куда только меня не заносило! Но я всегда искала то, что было интересно и полезно для меня. Мне всегда хотелось ходить на работу, как на праздник. А какое место лучше всего ассоциируется с праздником? Конечно ресторан (смеется)! Именно занимаясь ресторанным делом, я почувствовала это ощущение гармонии в себе. Это может звучать странно, но ресторанный бизнес, несмотря на всю его сложность и трудность, самый захватывающий и интересный творческий процесс. Те, кто проработал в ресторане, никогда не забудут этих дней. Видимо  это желание - создавать людям ощущение праздника, заложено в моём характере! 

ЭК: Очень интересно! Расскажите об этом более подробно!

БТ: Всё началось с того, что люди, которых я уважаю, открыли  вначале «нулевых» ресторан в центре города с национальной тематикой. Мне предложили должность управляющего. Одно из условий моей работы заключалось в том, что нужно было заполнять меню монгольской и калмыцкой кухней. Откровенно сказать, до этого я  особенно не интересовалась историей Калмыкии и Монголии, жила как обычные девушки того времени. Интересы были простые и понятные: семья, дети, мода, подружки. И когда на новой работе я стала «рыть» необходимую  информацию о калмыцкой кухне, вот тут-то и «полезла» на меня лавина интереснейших сведений  про калмыцкую историю, культуру наших предков и даже биография великого Чингисхана (смеётся)! У меня просто «башню снесло»! В те годы я стала просто одержима всем «монголоязычным» миром и Монголией, очень хотела поехать туда.  Я стала читать книги о Чингисхане, «перелопатила» Интернет, пересмотрела кучу фильмов. И тогда мир у меня буквально перевернулся! Было ощущение, что я как маленький ребенок, который заблудился и ищет дорогу домой. С таким ощущением я прожила долго, примерно лет десять. Наконец, в 2008 году я решилась и поехала в Улан-Батор. Сама. Одна. Не зная языка, не имея даже знакомых там. Слава Богу,  добрые люди мне помогли, и я смогла устроиться в гостиницу. В общей сложности я побывала в Монголии 4 раза и тогда поняла, что мне нужно делать. Мне пришла в голову идея сделать ресторан именно с калмыцким колоритом. До этого я также пыталась сделать юрточный  кемпинг. Но этот проект у меня не удался. Мне не дали землю в аренду. Но юрты я все-таки сделала. И они у меня долгое время просто лежали в гараже. И лишь после того как был сделан наш ресторан «Легенда» я поняла, что моя функция почти выполнена. Это действительно, как какая-то Миссия. Многие мои знакомые и друзья, которые знали меня ещё 20 лет назад, очень удивлялись, что я так резко и кардинально поменяла свои интересы.

ЭК: Читателям "ЭК" Наверняка будет интересно узнать вас поближе. Расскажите, пожалуйста, немного о себе, какие у вас интересы помимо работы и других земных привязанностей?

БТ: В последнее время я очень увлеклась историей. Не только историей Калмыкии, но вообще мировой историей, историей России. Времени очень мало, но и за то, что мне удается скроить для себя, для своего личностного роста я очень благодарна Судьбе: просто читаю или смотрю фильмы. Это очень увлекательно, скажу я вам. Кстати, из-за этого увлечения я так «продвинулась», что решила сделать реконструкцию калмыцкого костюма. А так как опыт с ателье у меня уже был, то недавно открыла ателье ойратской одежды "Иньглян". Мы там шьем платья «made in Kalmykia». Скажу откровенно, в нашем городе мало проходит интересных мероприятий. Нет выставок и фестивалей, которые бы могли меня и моих единомышленников заинтересовать. Поэтому приходиться развлекать себя самим (смеется). Очень люблю путешествовать. И это не обязательно дорогие  заграничные туристические маршруты или отдых на берегу «престижного» моря. Это может быть интересное место в Кетченеровском районе, откуда я родом, или деревушка в горах. Самое главное, чтобы была аутентичная  и благостная  обстановка. Не люблю пляжный отдых. Это скучно и тоскливо.

ЭК: Каким запомнился вам уходящий 2016 год?

Б. Т: В этом, уходящем году, мы с подругами решили организовать общественную организацию «Иньглян», которая занимается тем, что сохраняет традиции и обычаи нашего народа. Мы так увлеклись этим делом, что остановить нас уже невозможно. Многие женщины нашего города сидят дома и скучают. Я бы хотела пригласить их к нам на очередное чаепитие, когда мы будем проводить, я сообщу заранее. Найти нас можно в «Фейсбуке», «В Контакте» и «Одноклассниках». Мы открыли страницы в этих социальных сетях под названием Ассоциация женщин Калмыкии "Иньглян". Планов много и все они связаны с нашей деятельностью. Причем такие интересные проекты, как создание видеоблогов с уроками и мастер-классами. Было бы хорошо, если к нам примкнули молодые и энергичные девушки с креативным мышлением. Вот в чем у нас дефицит! А в целом, последние три года, а особенно 2016 год запомнились  как очень насыщенные на события и впечатления. Много интересных людей и много новых мест я открыла для себя. Побывала там, куда давно собиралась. Поняла одно - самое главное: «Не то, где ты, а с кем ты». Люди - это основное богатство. И в Калмыкии - самые лучшие люди. Только они или мы об этом почему-то забываем.

ЭК: Мы знаем, что в этом году вы стали бабушкой. Расскажите, каково быть калмыцкой "ээҗей" трёхмесячной малышки?

БТ: Бабушкой быть - это новой статус, который неизбежен, если у вас есть дети. Я очень счастлива в новом статусе (смеётся)! Согласитесь, что нет ничего плохого в том, что женщина набирает годы и мудрость. К сожалению,  слово «бабушка»  некоторых пугает. Меня же это никак не смущает. И я горжусь, что я не «бабушка», а «ээҗа».

ЭК: А каково быть женщиной - калмычкой?

БТ: Сейчас женщиной-калмычкой быть очень сложно и легко одновременно. С одной стороны - это с рождения заложенные в генах и в крови менталитет твоих предков, понимание своей исключительности и непохожести на других. А с другой стороны - это постоянно вливаемое со всех средств массовой информации мысль о том, что женщина должна быть современной и вольной выбирать. Нам постоянно внушали, что женщина сильна и самодостаточна, но на самом деле, получив вожделенную свободу, мы обманулись сами. Мы потеряли самое главное - возможность быть слабыми и женственными. Мы не можем сравниваться с мужчинами, мы не одинаковы! Жалко, что это понимание, ко мне пришло только сейчас. Стольких ошибок можно было бы избежать. Ведь в борьбе за независимость мы теряем самое главное – право быть женщиной. А вообще быть женщиной–калмычкой мне очень нравится (смеется)! Чем больше я стала узнавать про историю Калмыкии, тем больше я стала проникаться культурой и понимать менталитет нашего народа. Это сродни возвращению домой, после долгих скитаний. Я стала носить калмыцкую одежду и даже вдохновлять своим примером других женщин шить себе калмыцкие наряды. Многие спрашивают, зачем тебе это все нужно? Я скажу одно, так я чувствую себя целостной. Когда мы говорим одно, думаем другое, а делаем третье - это нас уничтожает. Именно сейчас я получаю некоторое удовольствие и вкус от жизни. Я не преследую какой-то цели, кроме одной - быть самим собой.

ЭК: Что бы вы хотели пожелать читателям «ЭК» и всем жителям степной республики в наступающем 2017 году?

БТ: Конечно же, будучи калмычкой, я с большим удовольствием свои пожелания выскажу в виде благопожелания – йоряля на родном языке:

Ирҗәх  шин Така җил,

Өльзәтә цаһан хаалһта болтха!

Цуһар сән-сәәхн бәәҗ,

Гем- зовлңг бичә үзгдхә!

Көдлмшән күцәмҗтәһәр кеҗ,

Үрн- садан өскҗ, 

Сансн санаһан күцәҗ

Байрта – бахта бәәцхәтн!

ЭК: Очень хорошо! Благодарю вас, Баирта Борисовна, за интересную беседу! Крепкого здоровья  и благополучия вам и вашим родным в наступающем 2017 году!

 

Интервью взяла и подготовила наш внештатный корреспондент Санҗирма Басангова