Сегодня 08:25 25.04.2024

В этой статье мы постараемся проанализировать ряд событий, произошедших накануне и в течение единого дня голосования 18 сентября. Предполагаем, что у наших  читателей может возникнуть чувство, что с изложенными фактами или действиями определённых лиц они могли столкнуться в этот временной отрезок. Просим считать эти эпизоды лишь случайными совпадениями с вашим личным опытом

Тревожный сигнал

Начнём с прошлой пятницы, которая стала крайним днём полнокровной агитационной кампании, за которым наступал «день тишины». Абсолютное большинство потенциальных избирателей надеялось на то, что участники предвыборной гонки смогут использовать последний рабочий день недели для реализации финального, а от того эффектного завершения агитации. Но практически все зарегистрированные кандидаты-одномандатники и отделения политических партий ничем особым удивить городских обывателей не смогли. Видно исчерпали все законные, подчеркнём – законные средства из своих арсеналов. За единственным исключением.

Первые тревожные сигналы об изощрённой «новинке» появились на популярных среди жителей республики интернет-ресурсах. Спасибо анонимным респондентам, которые оперативно поделились информацией в формате народных новостей. Практически одновременно в редакцию «ЭК» стали поступать возмущённые звонки читателей. Также об этом нам сообщили независимые друг от друга источники. Цель неравнодушных горожан была одна – предупредить о предстоящем фокусе всех участников выборов. А заключался он в следующем: по информации респондентов в городских образовательных учреждениях начали происходить странные вещи. 

Руководители как по команде, а такая команда сверху, возможно и была, провели собрания коллективов. Интересно, что в некоторых случаях начальницы не стеснялись в выражениях и крыли подчинённых благим матом. Как обычно, это объяснялось нехитрой формулой – «на нас там (на верху) также орут, так что и вам пусть достанется». На самом деле «на верху» директрисам бесцеремонно вдолбили: «не сделаете результат – пишите заявление». Так что победоносная кампания могла стать индульгенцией за грехи прошлого, настоящего и даже будущего. А в случае триумфального завершения открывались блестящие перспективы. Начальница, а в данном случае руководящие посты занимают представительницы прекрасного пола, с чувством исполненного долга и удовлетворения могли продлить свои полномочия до следующих выборов. Ответственность давила, всё висело на волоске, народ активно противился, так что каждая чувствовала себя почти депутаткой. 

 

Краплёные бюллетени 

В обстановке «строжайшей секретности» всем сотрудникам присвоили двузначный номер и код из двух букв. Выглядел он примерно так – «21 АВ». Нехитрая комбинация была нанесена на аккуратный клочок бумаги размером со спичечный коробок. Его носитель должен был сообщить код членам своей «пятёрки». И это был только первый этап затеи. Основное «боевое применение» было запланировано на «день Икс» 18 сентября. Суть его заключалась в том, чтобы лишить подневольного участника даже малейшей возможности проголосовать иначе и таким образом «кинуть» организаторов процесса. Код нужно было аккуратно нанести на обратную сторону бюллетеня и потом в процессе пересчёта определить насколько послушными были исполнители. А здесь возникает вопрос: «Как заинтересованный член участковой комиссии должен был вести собственный учёт «закодированных» бюллетеней в присутствии различных наблюдателей?» Наверное, какие-то соображения на этот счёт были, но главный упор делался на наглость и бесцеремонность тех, в чьи полномочия входили обеспечение законности выборов. 

По истечении почти недели со дня выборов нам всё же интересно знать встречались ли при пересчёте краплёные бюллетени, и какой будет их судьба? Или сверх убедительная победа одного игрока снимает этот и многие другие каверзные для власти вопросы с повестки дня? 

Но реальность такова, что у сферы городского образования была своя выборная фишка. А у медиков, говорят, особенность заключалась в фото избирательного бюллетеня, который нужно было отправить для отчёта непосредственному начальнику. Интересно, что для большинства работников городской бюджетной сферы прошедшее воскресенье стало полновесным рабочим днём. Настоящей современной «барщиной». На плечи подневольных лёг тяжёлый крест обязанностей агитаторов и пропагандистов тех, кто гарантирует им самую низкую по стране нищенскую зарплату. И главный парадокс в том, что фактически за неофициальную работу в проведении выборов в пользу одного из участников им будут выплачены стимулирующие надбавки, завуалированные разного рода приказами. Обращаем внимание, что деньги на эти цели будут выделены из муниципального бюджета. Вот так казённые средства используются в определённых интересах. Вопрос – сколько при таких благоприятных условиях сэкономила партия, в чьих интересах в день выборов (!) «батрачили» бессловесные работяги? 

 

Второе счастье

Кстати, о бесцеремонности и наглости. Одну из городских участковых избирательных комиссий возглавляла руководитель одного из подразделений горадминистрации. Днём это была вполне интеллигентная женщина, но с наступлением темноты с ней приключилась пугающая метаморфоза. Прям как в ужастике. Примерно в 10 часов вечера, когда члены комиссии и наблюдатели решили приступить к пересчёту бюллетеней, дамочку понесло. Причём с места в карьер. Сначала она потребовала, чтобы наблюдатели находились в трёх метрах от комиссии, хотя по закону расстояние определено в два метра. Как только страсти улеглись, по невидимой команде вдруг погас основной свет. Это вызвало новую волну возмущений. Во время базарной перебранки председательница не стеснялась в выражениях, одновременно брызгая слюной и сбиваясь на рыдания. В общем, «феерила» по полной программе! Под такой аккопанемент стартовала важнейшая процедура, в ходе которой, как позже подтвердил начатый заново пересчёт, у всех участников в пользу одного было украдено свыше ста голосов. При этом председателя никто не мог её урезонить, ситуация зашла в тупик. А наша «героиня» вдруг ловким движением сгребла кипу бюллетеней, проворно закрыла их в сейф и была такова. Объявилась она только под утро, видимо надеялась, что неугодные наблюдатели не выдержат и попросту уйдут. Говорят, что представителями одной из партий была подана жалоба в республиканский Избирком. Последует ли реакция и санкции в отношении виновницы омерзительного инцидента пока неизвестно. Известно лишь одно. Накануне выборов более высокие начальники уверенно советовали подчинённым в определённых случаях идти на прямые нарушения. Установка была прямой и без аппеляционной: «Не бойтесь. В случае чего мы вас отмажем». Но решающим был животный страх потерять работу. А страх, как известно, толкает на крайние меры, поэтому в таких условиях человеком управляют низменные инстинкты. В нашем случае ставшие основными. 

Другим резонансным моментом, «взорвавшим» интернет, стало «организованное» участие в выборах студентов. Понятно, если молодёжь идёт на выборы, то в этом ничего плохого нет. Но местные формы и методы придавали благому начинанию порой совершенно нелепый вид. Дело в том, что примерно в начале девятого к общежитиям стали подтягиваться преподы-кураторы. Буквально сразу на свет божий, по направлению к участкам для голосования повалили толпы студентов. По сонному виду можно было определить, что многих оторвали от любимого занятия. Появление такого количества молодых избирателей мгновенно создало толчею. В отдельных случаях на стояние в очередях ушло до полутора часов. По этому поводу в интернете один из авторов выложил меткое наблюдение: «Они (студенты) в рабочие дни могут проспать первую пару или появится на занятиях к обеду. А тут их в прямом смысле выгнали. Вот так бы преподаватели каждое утро будили своих подопечных, глядишь, приучили бы вовремя приходить в университет». 

Тему единого дня голосования в нашем городе мы продолжим в следующих номерах. Благо фактуры предостаточно. Хватит на целую «белую книгу» фактов и фокусов. Особенный интерес в этом плане вызовут анонимные опросы пользователей интернет-ресурсов по поводу их выборных пристрастий. А они в корне расходятся с официальными результатами.

 

Сергей ЗОРХНАЕВ