Сегодня 11:14 25.04.2024

Год назад, по неотложным делам, я добирался из родной Элисты в город Саратов на транзитном дагестанском автобусе, через славный город Волгоград. И вот, на подъезде к Волгограду, в селе Большиие Чапурники, автобус был остановлен на стационарном посту ГАИ 

Поскольку дело было глубокой ночью, я, спросонья, не сразу понял, что от меня хочет разбудивший меня водитель автобуса, державший в руках пачку паспортов. 

- В чем дело? – обратился я нему. 

- Паспорт давай - потребовал он.

- Зачем? – спросил я унего.

- На проверку - буркнул он в ответ.

- На какую проверку?

- Для милиции.

- Если милиции надо проверить мой паспорт, пускай сюда поднимается.

- Э, э, э – изумленно глядя на меня, промычал водитель и, выскочив из автобуса,направился к посту ГАИ, крепко прижимая к груди кучу документов в разноцветных обложках, удостоверяющих личность свободных граждан Российской Федерации. Но вскоре он вернулся в салон автобуса в сопровождении двух вооруженных автоматами сотрудников полиции облаченных в бронежилеты, и что-то сказав им, ткнул пальцем в мою сторону. Один из офицеров, в гробовой тишине, с трудом протиснувшись между сиденьями, подошел ко мне, и не совсем вежливо попросил предъявить документы. 

- А на каком основании и кому я должен предъявить документы? 

- Че?

- Сначала вы, предъявите мне свое служебное удостоверение.

Фыркнувсебе под нос, офицер, забросил автомат на плечо, вытащил из кармана краснокожее удостоверение, и почему-то отвернувшись в сторону, распахнул ее перед моими глазами. Я в свою очередь передал ему свой паспорт. Повертев его в руках, он спросил: - А че водителю не передали? 

- А почему я должен был отдавать ему свой паспорт, он что полицейский?

- Все отдают.

- Пускай все отдают, а я не буду, потому что это незаконно. 

- У нас тут недавно теракты были, мы обязаны всех проверять, для вашей же безопасности,- укорил он меня.

- Это для нашей безопасности, вы остановили ночью, посреди дороги, беззащитный автобус набитый людьми, а сами сидите с автоматами за бетонными ограждениями и металлическими заборами. Это скорее вы себя, а не нас защищаете от террористов, - стал  распаляться я, апеллируя к пассажирам. 

И тут я понял, почему в автобусе было так тихо, оказывается, пока я спал, всех пассажиров заставили выйти из автобуса и пройти через рамку металлоискателя. Пройти металлоискатель, автоматчики предложили и мне, но я категорически отказался, требуя от них указать основания обязывающее меня выполнить их требование. 

Но тут я услышал: - Мужчина, хватит качать права, не задерживайте автобус, мы и так все устали, а нам еще ехать надо далеко. 

- Они же нарушают ваши права!

- Э-э-э, какие - такие права?

Ладно, поехали дальше.

И вот недавно, мне снова пришлось проезжать через этот самый пост ГАИ, но теперь уже на элистинском автобусе. И опять повторилось тоже самое, но в этот раз я даже не пытался «качать» права, а вернее противостоять произволу силовиков, понимая, что вряд ли кто-то меня поддержит, а напротив, я только разозлю своих уставших попутчиков.     

А между тем, проверять у нас документы сотрудники полиции могут лишь только в исключительных случаях. В Законе «О полиции» они четко указаны. Это - если у сотрудника полиции есть информация, дающая ему основания подозревать нас:

а) в совершении уголовного преступления;

в) в совершении административного правонарушения;

г) в том, что мы находимся в розыске.

Ну и еще, если мы уклоняемся от административного ареста, или от принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом, либо нарушаем комендантский час, а также при совершении попытки самоубийства или побега из психиатрического заведения.

И уж тем более сотрудник полиции не имеет права изымать у нас паспорт. Я уже не говорю о том, чтобы наш паспорт, по указания полицейского, отбирал у нас водитель автобуса. Очень хочется, чтобы люди знали свои права и отстаивали их, не позволяя никому унижать себя, будь он хоть полицейский или зажравшийся чиновник.   

К чему я вспомнил этот эпизод годичной давности? А вот почему. В прошедшее воскресенье, возвращаясь, домой, я обратил внимание на то, как несколько человек, невзирая на сорокоградусную жару, ударными темпами возводят высоченный забор вокругсоседнего дома, недавно заселенного семьями сотрудников ФСБ.  До этого там был такой невысокий металлический палисадник, который, скорее всего, исполнял роль психологического барьера, через который не решились бы переступать нежелательные на территории дома ФСБ подозрительные элементы, из числа людей и скота различной породы. Теперь же чекисты решили укрепить свою безопасность более надежной, хотя на вид очень хрупкой стеной. Возможно, для ее усиления, они пустят по всему периметру забора ток высокого напряжения. Кто знает?

Но тут дело не в деталях. Дело во все усиливающейся тенденции возведения заборов не только между народом и властью, но и между народом и теми, кто охраняет эту власть. 

Посмотрите, например, на заборы вокруг зданий МВД и ФСБ в Элисте и сравните их с оградой Белого дома — официальной резиденции президента США, я уже не говорю об отсутствии какой–либо ограды перед дверью дома на Даунинг-стрит 10  -  официальной резиденции премьер-министра Великобритании.

Я уверен, что читатели понимают, что я веду речь, о заборе между народом и властью не только в буквальном смысле слова. Власть оградилась от народа во всем. Они идут разными курсами, зачастую в противоположных направлениях.   

Вот о чем думал человек, я имею в виду Алексея Орлова, когда он, не моргнув глазом, и ни разу не поперхнувшись, заливал недавно в уши усмехающегося Путина сладкую патоку о стабильном экономическом росте в Калмыкии и о больших достижениях в социальной сфере, особенно в здравоохранении? Очень удивил он народ рассказом о достойной зарплате калмыцких медиков. Если бы он слышал, что говорили о нем люди после его доклада Путину. Но он вряд ли это услышит, ибо между нами и властью –глухой непробиваемый забор! Теперь уже понятно, что этот человек, как и его предшественник, Илюмжинов, живет в параллельном мире. К несчастью, по какому-то дикому недоразумению, эти люди, почти четверть века занимают пост руководителя республики. За что нам такое наказание!? 

За последний месяц, я объехал несколько районов республики и множество наших сел и ферм. Практически везде разрушающиеся, опустевшие дома под черным от старости шифером, тотальная безработица, нищета и безысходность. Люди, которые все еще остаются в наших селах, выживают исключительно за счет своего упорства, изворотливости и, как бы это не звучало высокопарно, любви к своей родной земле, без оглядки и надежды на власть. 

А власть и ее охранники совсем не уважают наш народ, если не сказать они плюют на него. А он, то бишь народ, безмолвствует. 

Приведу пример. Примерно полмесяца назад, выйдя утром из дома, я увидел, что упомянутый выше дом ФСБ, полностью окружен вооруженными полицейскими в бронежилетах. Тут же, с включенными спецсигналами, стояли автомобили МЧС, скорой помощи, полиции, между ними бегали кинологи с собаками. 

Понаблюдав некоторое время за происходящим, я сел в свой автомобиль, и стал не спеша выезжать со двора дома, но тут же был остановлен гаишником. 

- Нельзя, - решительно остановил он меня, махая полосатым жезлом.

- Почему?

- Запрещено!

- Что случилось? Террористы бомбу заложили?

- Не знаю.

- Но мне надо ехать, меня люди ждут.

- Мы на машинах никого не впускаем и не выпускаем. У нас приказ. 

Действительно, я увидел, что все люди, включая немощных стариков, детей, родителей с грудными детьми на руках, оставив за несколько сотен метров от своих домов машины, молча идут пешком.   

- Мужчина, вы не возмущайтесь, мы с ночи тут стоим и нам самим надоело все это, вы лучше сходите к начальству, поговорите с ними, они там возле дома стоят, посоветовал мне полицейский из оцепления. 

Вняв совету, я отправился к большой группе людей начальственного вида скопившихся возле спецмашин. Отделившись от группы, навстречу мне вышел полковник, представившийся начальником МВД России по г.Элиста Ханджиевым Александром Филипповичем. На мой вопрос, что происходит, полковник объяснил, что проводятся антитеррористические учения под руководством главы Калмыкии Орлова. 

- Я понимаю, что при постоянно существующей угрозе терроризма надо быть всегда наготове, но нельзя ли было проводить эти учения в другом месте, например, в Белом доме, а не в одном из самых густонаселенных микрорайонов города, доставив тем самым неудобства нескольким тысячам людей? И прежде чем перекрыть на несколько часов единственную дорогу, нельзя ли было продумать вопрос о том, как люди будут попадать к себе домой, либо выезжать из дома  по своим неотложным делам? 

Я не помню точно, что полковник ответил мне на мои вопросы, но суть была в том, что все, что они делают, делается ими во благо людей.  

Спрашивается, почему все, что творит власть «во имя нашего блага», вроде последнего пакета антитеррористических законопроектов Яровой, неумолимо скукоживает наши права, и, напротив, расширяет правоохранительных и репрессивных органов, и дают простор для злоупотребления властью огромной орде чиновников? Почему между властью и народом не разрушаются, а возводятся все новые заборы?  

Доколе это будет продолжаться!?

 

Семен АТЕЕВ